В Татарстане завершился конкурс «Tatar.Бу Хакатон им. Р.Г. Бухараева», где участники – школьники и студенты разрабатывали IT-решения для изучения татарского языка и популяризации культуры среди молодежи. Для участия приглашались школьники с 7-го по 11-й класс, студенты профессиональных и высших учебных заведений. В этом году было получено 258 заявок. Возможность участвовать в «Tatar.Бу Хакатон им. Р.Г. Бухараева» получили 100 человек из Казани, Иннополиса, Зеленодольска, Буинска, Заинска, Чувашской Республики, Рязани, Сочи и Москвы. Кроме того, были уроженцы из Сирии и Таджикистана.
«Для нас очень важно, чтобы молодежь знала свой родной язык. В республике проходят различные мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию родных языков. В том числе, вместе с молодежью придумываем новые проекты по популяризации татарского языка. Tatar.Бу Хакатон им. Р.Г. Бухараева – один из таких ярких проектов, где участники могут получить финансовую поддержку на реализацию своего проекта. Молодые люди разработали различные приложения, чат-боты, платформы, через которые можно в интересном и легком формате изучать язык, знакомиться с его историей. Мы со своей стороны готовы поддержать наших ребят в рамках грантовых конкурсов, чтобы масштабировать эти проекты», – отметил министр по делам молодежи РТ Ринат Садыков.
В течение трех дней конкурсанты разрабатывали мобильные приложения, интернет-сервисы и чат-боты для изучения татарского языка. Из 26 команд до финального этапа дошли 12 (пять из младшей лиги и семь из старшей).
Финал конкурса прошел в Казанском IТ-парке. Надо сказать, что практически все финалисты младшей лиги сделали акцент на татарских сказках и мифологии. Например, Cit Code разработали татарскую сказку-тест. На платформе с помощью текстовых запросов можно создать и распространить совершенно новую историю с персонажами и заданиями.
Команда IT-AUL создала телеграм-бот-игру, «целью которой является популяризация татарской мифологии и культуры в удобном формате». Особенностью проекта является прохождение квеста путем определения геолокации. Участник может передвигаться по городу, попутно изучая достопримечательности и легенды Казани.
Старшая лига в своих разработках сделала акцент на обучении языку. На их платформах можно найти интерактивные уроки, тесты и даже 3D-версию Габдуллы Тукая. Московская команда MISIS-52 представила веб-приложение, поддерживающее telegram web-app. Приложение предлагает изучать язык с помощью интерактивной истории, в которую попадает главный герой.
— Мы узнали, что у вас в Татарстане любят музыку. Поэтому мы решили сделать обучение с помощью песен нашей уникальной фишкой, — рассказали участники команды. Они на реализацию своего проекта получили 200 тысяч рублей.
«Серебро» и 120 тысяч рублей досталось «ВФМлар» с их проектом «Стажер Тукай».
Сайт автоматически генерит татарские субтитры для видеороликов, преобразует аудио в текст и обобщает тексты с других языков в текст на татарском. На третьем месте оказалась иностранная команда DSC. Они выиграли сертификат на сумму 80 тысяч рублей.
Президент Академии наук РТ, председатель Совета АСЦР, директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов пожелал участникам успехов и призвал не расстраиваться, если кто-то не оказался в числе победителей. Он подчеркнул, что проект ежегодный и у каждого есть возможность проявить себя в следующем году на еще более высоком уровне.
Победителем младшей лиги стала Cit Code, разработавшая платформу, на которой с помощью текстовых запросов можно создать и распространить совершенно новую историю с персонажами и заданиями. Второе место забрала команда IT-AUL, третье — «люти 7-2 крутышки».
Мероприятие организуется Академией наук республики Татарстан, Институтом прикладной семиотики АН РТ, АО «Татсофт», ТРМОФ «Сэлэт», ГБУ МЦ «Сэлэт» и образовательной лабораторией Sanak lab в рамках Международного форума Kazan Digital Week 2024 при поддержке правительства Республики Татарстан, Минцифры РТ, Минмолодежи РТ и ГБУ «Безопасность дорожного движения».
Отметим, что создание возможностей для самореализации молодежи соответствует целям национального проекта «Образование».