Завершился IV Казанский глобальный молодежный саммит

1 сентября 2025 г., понедельник

29 августа в Казани завершил работу Казанский глобальный молодежный саммит, ставший крупнейшей международной площадкой для обсуждения будущего образования, науки и молодежной политики. В течение дня состоялись дискуссии, мастер-классы, закрытые встречи и главная пленарная сессия, собравшая лидеров мнений и государственных деятелей из десятков стран.

Основная цель саммита — укрепление двусторонних отношений, развитие молодежной дипломатии и создание прочной основы для совместных образовательных, культурных и инновационных проектов, что соответствует целям национального проекта «Молодежь и дети».

Организаторами Саммита выступило Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Казанский федеральный университет, Правительство Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи Республики Татарстан, Международная организация «Молодежный форум Организации исламского сотрудничества». Соорганизаторы: Общероссийское общественно-государственное движение «Движение Первых», АНО «Академия молодежной дипломатии», ГБУ «Молодежный центр Республики Татарстан».

Программа началась с дискуссии «Заменят ли новые медиа и ИИ классические образовательные институты? Как выжить в эпоху цифровизации». Эксперты из ОАЭ, России, Китая и стран Центральной Азии обсуждали, каким образом технологии меняют привычный формат школ и университетов.

Основатель iSchool (Египет) Мухаммад Гавиш заявил: «Школы и университеты перестанут быть единственным источником знаний — они должны стать центрами развития личности».

Пресс-секретарь Фонда развития науки и образования Ziyo Forum (Узбекистан) Сирожиддин Бозаров отметил: «Цифровая эпоха открывает новые возможности, но требует от образовательных институтов большей гибкости».

Антон Пашков, управляющий партнер коммуникационного агентства INETICA (Россия), подчеркнул: «Задача коммуникационных агентств сегодня — помочь молодежи ориентироваться в лавине информации и находить ценностные ориентиры».

Исполнительный директор Молодежного общества студентов Таджикистана Диловар Бобоев добавил: «Для молодых людей важно чувствовать связь между образованием и реальной жизнью».

Затем прошла закрытая встреча участников «Школьных клубов дипломатии». «Изучая другие народы, мы изучаем и свой собственный. Школьные клубы дипломатии позволяют формировать мосты между культурами, и сегодня дети сами становятся генераторами идей международного сотрудничества» Они растут в эпоху цифровизации и принимают взрослые решения. Нужно лишь научиться их слушать», -подчеркнул Председатель правления «Движения первых» Артур Орлов.

Состоялся мастер-класс компании Superjob «Осознанная профориентация». Руководитель маркетинга компании Алина Ходькина объяснила, что выбор профессии сегодня — это не единичное решение, а процесс: «Важно анализировать свои сильные и слабые стороны и соотносить их с запросами рынка. Тогда молодые специалисты смогут всегда оставаться востребованными».

Ключевым событием дня стала пленарная сессия «Образование личности в эпоху глобальных изменений: ценностные и карьерные траектории».

Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов в приветственном слове подчеркнул: «В эпоху стремительных изменений именно образование определяет устойчивость как личности, так и государства. Наша задача – создать условия, при которых каждый молодой человек может найти свою индивидуальную траекторию в профессии и личностном развитии».

Он отметил достижения Татарстана в развитии образовательной инфраструктуры: сеть научных центров, кванториумы, инженерные школы и крупнейшая в России сеть детских лагерей. По словам Раиса, республика сегодня обучает более 22 тысяч иностранных студентов, а качество образования привлекает молодежь со всего мира.

С приветствием обратился и министр иностранных дел России Сергей Лавров:«Казанский саммит объединяет молодежь из разных стран, культур и религий. Но всех участников объединяет стремление к самореализации и сосуществованию в мире и согласии. Именно это отвечает вызовам современности».

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил системные шаги государства: «Мы создаем условия для подготовки кадров и воспитания будущих поколений. Введены программы грантовой поддержки, строятся современные кампусы университетов, развивается сеть исследовательских центров мирового уровня».

Президент Молодежного совета Малайзии Мохд Иззат Афифи Абдул Хамид акцентировал внимание на ценностном аспекте образования: «Наша цель — чтобы каждый молодой человек имел не только знания, но и инструменты для жизни с достоинством и уверенностью».

Среди участников сессии выступил и президент Форума исламской молодежи Таха Айхан, который выделил ключевые качества современного лидера: эмоциональный интеллект, креативность, устойчивость и способность адаптироваться к переменам. «Образование должно формировать не только профессионала, но и ответственного гражданина», — отметил он.

На отдельной сессии «Кадры в науке: лучшие практики привлечения молодых специалистов» представители академических сообществ из Пакистана, Китая, Индонезии, Омана и Вьетнама обсуждали развитие карьеры молодых ученых.

Доктор Аднан Максуд (Пакистан) подчеркнул: «Для молодых исследователей важны не только материальные стимулы, но и возможности для междисциплинарного сотрудничества».

Нэнси Лоу (Китай) обратила внимание на барьеры внутри университетской среды: «Мы должны поощрять междисциплинарные исследования. Однако сегодня часто система оценок и публикаций мешает сотрудничеству».

Профессор Айша Аль-Харти (Оман) говорила о поддержке аспирантов: «Главная задача – не только привлечь талантливых студентов, но и удержать их в исследовательской сфере. Для этого нужны гибкие программы и поддержка молодых родителей».

Большой интерес вызвала предпринимательская сессия «Как ошибки формируют бизнес». Молодые основатели открыто делились историями неудач.

Модератор Ильнар Шамсутдинов (Россия), основатель компании HOHORO, подчеркнул:«Бизнес — это не только продажи, это прежде всего правильная юридическая и организационная база. Ошибки в документах могут стоить миллионов».

Доктор Ваэль Керта привел примеры из истории мировых компаний: «Даже такие лидеры, как основатели Amazon или Instagram, прошли через череду провалов. Потери — это не конец, это лицензия на будущий успех».

Участники отметили, что именно умение учиться на ошибках формирует устойчивость бизнеса и лидерские качества предпринимателей.

В завершение работы форума была принята итоговая декларация, объединившая предложения молодежи и экспертов из более чем 40 стран. В документе подчеркивается важность инклюзивного образования, развития академической мобильности и международного молодежного сотрудничества. Президент Исламской молодежной ассоциации Таиланда Анас Хамая подвел итог сессии: «Молодежь — это не лидеры будущего, а лидеры настоящего. Мы должны не ждать перемен, а создавать их уже сегодня».

Саммит завершился на высокой ноте, став символом объединения молодых лидеров мира вокруг ценностей образования, науки и межкультурного сотрудничества.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International